Глава государства на Генеральной Ассамблее ООН: государство не должно иметь в Совете Безопасности право вето, если возникает подозрение в том, что это государство виновно в нарушениях международного права
21.09.2023

ФОТО: UN/Cia Pak
Президент Алар Карис на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке перед лидерами стран мира призвал страны-члены ООН провести реорганизацию Совета Безопасности. «Настало время перемен, потому что мир расшатан. Необходимость в реформах стала острой, как никогда ранее. Совет Безопасности зашел в тупик по вопросам, связанным с войной, которую развязала Россия, и не способен действовать и принимать решения по крупнейшему конфликту в центре Европы после Второй мировой войны. Согласно уставу ООН, цель ООН заключается в предотвращении и устранении угроз миру, а также в подавлении актов агрессии. Россия постоянно нарушала этот принцип», – подчеркнул президент Карис.
«Идея Совета Безопасности заключается в том, чтобы обеспечить международный мир и безопасность. Но вместо действий совет находится буквально в парализованном состоянии, что привело к многочисленным негативным последствиям по всему миру, будь то неспособность предложить варианты разрешения конфликтов или решить вопросы обеспечения нуждающихся продовольствием. Эта опасная тенденция не началась с агрессии России против Украины, но стала после нее более выраженной», – сказал президент Карис. «Мы должны сотрудничать, чтобы защитить опирающееся на устав ООН международное право. Как состав Совета Безопасности, так и методы его работы необходимо серьезно пересмотреть».
По словам Президента Республики, ближайшее будущее покажет, в каком мире жить нашим детям: «Победит жестокое насилие преступников и разрушителей? Или нас ждет справедливый мир, в котором соблюдаются закон, порядок и общепризнанные правила? Какие уроки мы должны извлечь из российской агрессии? Как показать будущим поколениям, что агрессия ни в коем случае не приемлема?», – поставил вопрос глава государства. Он добавил, что ответственные за агрессию и конфликты должны быть привлечены к суду. «Включая и тех, кто обладает в Совете Безопасности правом вето», – сказал президент Карис.
По словам президента Кариса, причиной агрессии против Украины стали имперские и неоколониальные амбиции России. «Россия хочет уничтожить, оккупировать Украину, чтобы распространить идеологию своей мощи. Но какая мощь может заключаться в колонизации другого народа?», – спросил он.
Глава Эстонского государства поставил в качестве главного вопроса реформирования Совета Безопасности применение права вето. «Государство не может пользоваться правом вето, если возникает подозрение в том, что это государство виновно в нарушениях международного права», – подчеркнул президент Карис. Он добавил, что при обсуждении военных преступлений, преступлений против человечности и преступлений, связанных с агрессией, использование права вето должно быть ограничено.
«В уставе ООН сказано, что участник конфликта должен отказаться от голосования в Совете Безопасности. Призываю Совет всегда применять это положение, как это делалось в первые десятилетия деятельности ООН», – подчеркнул президент Карис. «Мы не должны мириться с ситуацией, когда агрессор использует право вето, и Совет Безопасности из-за этого не может действовать».
Президент Республики также отметил, что членство в Совете Безопасности должно быть справедливо распределено между частями и регионами мира. «Малые, средние и большие государства должны иметь возможность высказывать свою позицию. Только так мы обеспечим баланс в Совете, который поможет разрешать возникающие в мире проблемы», – сказал президент Карис. Он добавил, что более открытый и прозрачный Совет Безопасности был бы намного более эффективным и помог бы укрепить убежденность в том, что Совет способен поддерживать мир между государствами.
«Мы должны спросить себя, нужно ли нам очередное уничтожение мира, чтобы создать новый, лучший миропорядок, который будет отвечать нашим ожиданиям. Или мы достаточно мудры и готовы исходить при разрешении конфликтов из международного права, чтобы обеспечить мир и безопасность? Что нас ждет: тьма или расцвет?» – спросил президент Карис.